Введение.

В современном родноверческом движении довольно большой известностью пользуется объединение, именующее себя «Схорон Еж Славен»[1]. Значительное число родноверов относится к нему с неприязнью — по их мнению, глава «Схорона» Владимир Голяков[2] и его последователи занимаются фальсификацией истории, «лингвофричеством» (толкованиями происхождения и значения слов русского языка, весьма далёкими от признаваемых официальной наукой версий), выдачей новодела за исконную славянскую Традицию и т. д. В свою очередь, сторонники СЕС часто обвиняют родноверов в «неоязычестве» и «реконструкторстве», не имеющих отношения к истинному славянскому Обычаю. В этой работе я не буду рассуждать о взаимных претензиях людей, занимающихся, в меру своего понимания, возрождением Обычая Пращуров. Моя цель иная — показать, что между мировоззрением обеих сторон нет непреодолимой пропасти, а учение «Схорон Еж Славен» совершенно не обязательно противоречит тому, что известно о наших Предках официальной науке.

 

Стержневые руны.

Основы мировоззрения в «Схорон Еж Славен» обычно излагаются в виде так называемых «рун»: кратких и ёмких изречений («Руна — это речь, сжатая до правды»[3]). У этого слова есть и другие смыслы: сторонники СЕС называют рунами знаки (в том числе алфавитные), песни («певческие руны») и определённые положения тела («телесные руны»), используемые для воздействия на себя и окружающее пространство — при целительстве, совершении обрядов, и т. д.

Следует отметить, что почти все значения понятия «руна», перечисленные выше, не являются чем-то новым для древнего и современного язычества. Как известно, германцы использовали для  волшбы и письма особые знаки, называвшиеся «рунами»; некоторые исследователи  Традиции утверждают, что руны были и у наших Предков-славян[4]. Карелы и финны называли «рунами» свои песни о Богах и героях — в XIX веке собиратель фольклора Элиас Лённрот составил из них народный эпос «Калевала». В начале XX века немецкие   исследователи Зигфрид Кюммер и Фридрих Марби создали «руническую йогу» — магическую систему, основанную на уподоблении положений человеческого тела германским руническим  знакам. Прямых подтверждений существования подобной практики у древних германцев нет, но на золотых рогах из Галлехуса (Дания), датируемых V веком н.э., есть изображения людей в позах, напоминающих руны.

Важнейшие принципы миропонимания «Схорона Еж Славен» («стержневые руны») называются «Триглав». Их всего три:

 То Закон что Явно (То Правь Что Явь)
Всё есть Бог (Се еж Бо)
Бог есть всё (Бо е
ж се)[5]

Первая «стержневая руна» утверждает «Богоявность» — проявленность Бога в мироздании, его неотделимость от мира и человека[6], и, следовательно, законность всего сущего. Вторая руна утверждает «Всебожность» — говорит о том, что вся Вселенная есть проявление Бога, его тело. Третья утверждает «Всесущность» — присутствие Бога в каждом существе («нами Бог да смог»), в каждой точке мироздания[7].

Подобные пантеистические воззрения свойственны подавляющему большинству древних языческих религий. Известный русский историк Л.Р. Прозоров пишет: «Основное качество язычников, отличающее их от тех, кто, собственно, и создал это определение, в том, что они почитают Природу, мир, не в корне отличной от «Творца» тварью, а Божьим проявлением, если можно так выразиться, телом Божьим. В науке это воззрение называется «манифестационизм», от латинского «манифестацио» — проявлять, показывать»[8]. Приведу здесь несколько примеров в подтверждение этой мысли:

Согласно РигВеде, священной книге древних ариев, мир возник из Первобога Пуруши (и является Им):

«Вот Пуруша он Мирозданье
он над бывшим и над грядущим
он владычит и над бессмертьем
ибо растет жертвой питаясь.

(…)

Дух его луной обернулся
солнце оком его сияет
губы стали Агни да Индрой
обратилось ветром дыханье.

Воздух пуп его земля ноги
из главы же небо явилось
ухо стало странами света
так Богами был мир уст
роен»[9].

О том же, хотя и другими словами, говорит древнегреческий орфический гимн:

«Зевс стал первым, и Зевс — последним, яркоперунный.
Зевс — глава, Зевс — середина, все происходит от Зевса.
Зевс мужчиною стал, и Зевс — бессмертною девой.
Зевс — основанье Земли и звездообильного Неба.
<3евс—дыхание всех, Зевс — пыл огня неустанна.
В Зевсе — корень морей, Зевс — также Солнце с Луною.
Зевс — владыка и царь, Зевс — всех прародитель единый.
Стала единая власть и Бог-мироправец великий,
Царское тело одно, а в нём всё это кружится:
Огнь и вода, земля и эфир и Ночь со Денницей»
[10]

 

Схожие представления о мироздании, не сотворённом Богом «из ничего», а порождённом Им из самого себя, содержит старинный русский духовный стих о Голубиной Книге[11]:

«А и белой свет — от лица Божья,
Солнцо праведно — от очей его,
Светел месяц — от темечка,
Тёмная ночь — от затылечка,
Заря утрення и вечерняя — от бровей Божьих,

Часты звёзды — от кудрей Божьих!»[12]

Разумеется, эти воззрения не перестали существовать и в современном язычестве, в том числе — в славянском. Родноверы, как правило[13], называют верховного Бога (Всебога, Всевышнего) Родом, и почитают Его как Родителя Вселенной, «Собою из Себя в Себе Всемирье явившего»[14].

 

Всебожье (Пантеон).

Согласно учению «Схорона Еж Славен», славянские Боги — суть проявления, ипостаси, «чины» Всебога: «Бог, будучи совокупностью всего что есть вокруг, но являясь одним нераздельным целым, просто выступает в разных чинах. Проявляет те или иные свои свойства тем или иным образом. Через тот или иной чин. Чин Перуна, Рода, Семаргла, Сварога, Световида и пр. (…) каждая точка простора содержит в себе все свойства этого простора. В каждой точке есть Перун, Род, Семаргл, Сварог, Световид и другие чины Бога»[15]. Эта мысль тоже находит себе подтверждение как в древнем, так и в современном язычестве. В РигВеде сказано:

«Индрой, Митрой, Варуной, Агни (его) называют,
А оно, божественное, – птица Гарутмант.
Что есть одно, вдохновенные называют многими способами.
Агни, Ямой, Матаришваной (его) называют»
[16].

О том же говорит и «Велесова Книга»: «А будь блудень какой, который будет пересчитывать Богов тех, отделяя от Сварога, извержен будет из рода, потому как нет у нас Богов кроме Вышня. И Сварог и иные суть множество, потому как Бог есть Един и Множествен. Да не разделяет никто того Множества и не речёт, что имеем Богов многих»[17]. Большая часть представителей официальной науки считает этот источник подделкой, но влияние «Велесовой Книги» на становление современного славянского язычества сложно переоценить. Несмотря на то, что сейчас многие родноверы не признают её подлинником, было время, когда «Велесова Книга» была своего рода «Библией» движения славянского возрождения. До сих пор строки из «Велесовой Книги» звучат на обрядах[18]; в ней берёт начало широко известное в Родноверии учение о Яви, Прави и Нави, а также — понятие Триглава (Триединого Божества, триединства). Идея о едином и множественном Боге тоже не забыта — волхв Велеслав, один из духовных вождей современного славянского язычества, пишет: «Родноверие есть Родобожие, которое единит в себе Единобожие и Многобожие, почитая Всебога Рода — Единым в Своей Сути и одновременно Многоликим в Своих Проявлениях (Родных Богах — Ликах Рода)»[19].

В «Схорон Еж Славен» сведения о ликах Всебога даются в тексте, называемом «Богочин» или «Чинник»[20]:

«Да ВсеБог велит Всебогу да Перуном.
Да ВсеБог зачнёт Всебога да Родом.
Да ВсеБог збережёт Всебога да Песом.
Да ВсеБог явит Всебога да Сварогом.
Да ВсеБог поймёт Всебога да Световидом.
Да ВсеБог во чинах – то объём.
Да мы в нём живём»[21].

Понимание «Схороном» места Богов в мироздании, в большинстве случаев не имеет серьёзных расхождений с воззрениями современных язычников, а также — с научными данными. Рассмотрим это на примере «Богочина»:

1. «Да ВсеБог велит Всебогу да Перуном». Согласно «толковнику» (словарю) «Схорона Еж Славен», размещённому на сайте «Славянский Обычай», Перун — «Первый У Нас»[22], то есть верховный Бог пантеона. Он — воля Всебога.

В настоящее время вопрос о том, кто являлся главным Богом у наших Предков вызывает споры в научной среде (а также — среди современных сторонников славянской веры)[23]. Ряд учёных считает верховным богом славян именно Перуна (этого мнения придерживаются, к примеру, Л.Р. Прозоров и Л.С. Клейн – исследователи с, мягко говоря, несхожими взглядами). Среди вождей современного Родноверия, эту версию разделяет Селидор (А.К. Белов, создатель «славяно-горицкой борьбы»). К слову сказать, Селидор выдвигает гипотезу о происхождении имени Перуна, совпадающую с «народной этимологией» «Схорона»: «(…) индоевропейцы первыми обожествили Небо, а соответственно и мужское начало. Они поставили во главу пантеона Громовержца, обозначив его лидерство исходным числительным: Перун (Первуна‑Первун‑Перва‑Пирва — в переводе с санскрита — «первый»)»[24]. Соотнесение Перуна с волей и властью тоже вполне характерно для воззрений родноверов: «Перун — Бог-Громовник (Громовержец), Ратай (Воин) Небесный, Водитель Небесного Воинства, Вышний Покровитель всего Воинского сословия.  (…) Он — Бог-Защитник, Хранитель всякого ряда, порядка и закона, Держатель власти и Блюститель справедливости. Он учит Своих радарей быть верными долгу и ценить честь превыше собственной жизни. Его путь — всегда прям и ясен. Его стихия — гроза. Его неизменные спутники — железо и огонь. От ударов Его громовой палицы — сотрясается земля. В человеке Сила Перуна проявляется, прежде всего, как воля к преодолению любых препятствий — как внешних, так и внутренних. Сила воли и твёрдость характера, воинская честь и верность данному слову, мужество и бесстрашие в борьбе — всё это суть проявления Силы Перуна в душе человека»[25].

2. «Да ВсеБог зачнёт Всебога да Родом». Согласно тому же «толковнику», Род — «ВсеБог зачинающий, да рождающий ВсеБога»[26]. Род — вселенское мужское начало. По учению «Схорона», у него есть вечная супруга, «Рождающая от Рода Роду» — женское начало  мироздания: Родина, Природа, она же — Макошь. «Род – это семя, Родина – это бремя»[27]. Важно отметить, что «Схорон» считает Родину «женской частью Рода», то есть воспринимает Рода и Родину как единое целое.

Как уже говорилось выше, большая часть современных родноверов считает Рода верховным Богом славян. Но при этом понимание Рода и Природы во многом сходно с представлениями «Схорона» — к примеру, одна из работ волхва Велеслава называется «Род-Всеродитель и Мать-Природа».  Ряд представителей официальной науки (А.Н. Афанасьев, Д. О. Шеппинг, Б.А. Рыбаков) считает Рода Божеством, ответственным за жизненное начало[28]; по мнению академика Б.А. Рыбакова, Род — главный славянский Бог: «Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идёт дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним»[29].

3. «Да ВсеБог збережёт Всебога да Песом».  Под «Песом» подразумевается Семаргл — по толкованию «Схорона», имя этого Бога означает «Се Мары Главнее. Тот, кто главнее смерти»[30]. Владимир Голяков утверждает: «Перун людьми оборонял яко Семарглом то за что они пошли, сделали чего либо. Семарглом Богом оберегов всходов и огня. А какого огня? Конечно же ЖИВОГО огня наших судеб»[31].

Б.А. Рыбаков в своём фундаментальном труде «Язычество древних славян» пишет: «Симаргл (может быть, правильнее Семаргл от  слова  «семя»?) (…) священный крылатый пёс, охраняющий семена  и  посевы»[32]. А.А. Ишутин, не отрицая мнения академика Рыбакова («Симаргл – Божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле – символ “вооружённого добра”. Посредник между верховным Божеством неба и землёй, его посланец. Имел внешний облик “собако-птицы” или, может быть, грифона»[33]), выдвигает ещё одно предположение: «Исходя из того, что наше Божество Симаргл тоже изображалось в виде “крылатого пса”, т.е. выглядело как посредник между небом и землёй, можно сопоставить его с индийским Агни (буквально огонь) и допустить, что у Симаргла были более “высокие функции”. Основная функция Агни – это как раз посредничество между людьми и Богами»[34].

Предположение о связи Семаргла с огнём (к слову сказать, до Ишутина выдвигавшееся великим русским фольклористом и этнографом А.Н. Афанасьевым а также И.Е. Забелиным) нашло подтверждение в «Велесовой Книге»: «Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего и солому, и огнекудрое лицо развевающего утром, днём и вечером. (…) И Его вздуваем, и горит, обогревая землю нашу»[35]. Среди современных родноверов наибольшим признанием пользуется версия, согласно которой Семаргл — Бог огня. Впрочем,   предположение Б.А. Рыбакова тоже не оставлено без внимания.

Как видно из вышеизложенного, представления «Схорон Еж Славен» о Семаргле не являются чем-то из ряда вон выходящим на фоне гипотез представителей исторической науки и воззрений современных родноверов.

4. «Да ВсеБог явит Всебога да Сварогом». Сварог, согласно богопониманию «Схорона» — Бог, творящий явный (видимый) мир, и, в то же время, — всё, что явно, то есть сам этот мир[36]. Связан с идеей соединения начал, свадьбой: «Сварог — Всё во Всё! Свадьба!»[37] По словам радаря Уральской Руси, «Сварог осуществляет КОВКУ всего явного мира. Для него кузня весь явный мир и он его КУЕТ одновременно пребывая во всем. Он и молот ,и наковальня и сам Кузнец и …»[38].

Официальная наука видит в Свароге Бога неба. Так, например,  А.Н. Афанасьев писал: «Сварог, как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня»[39]. Того же мнения придерживался Б.А. Рыбаков: «Сварог – несомненно небесное божество и более всеобъемлющее, чем греческий Гефест, так как Солнце определяется как сын Сварога. Давно уже сопоставляли славянское «Сварог» с санскритским «swarga» – небо»[40].

Во многих древних культурах Божество неба является верховным Богом. Как правило исследователи языческих верований славян считают таковым  Сварога. Так, например, тот же Б.А. Рыбаков писал: «Сварог («Небесный), Стрибог («Бог-отец») и, как увидим далее, Род («Рождающий») – все эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах»[41]. Учёные связывают Сварога (опираясь на письменные и фольклорные данные ) с кузнечным делом и покровительством свадьбам: «Итак, Сварог – Бог, кузнец, Гефест и Прометей – одновременно изобретатель металлов, покровитель семьи»[42].

Представления современных родноверов о Свароге совпадают с мнением учёных. Вот, что, к примеру, пишут о Свароге волхвы Круга Языческой Традиции Иггельд и Велемудр: «Сварог – бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Смаги-Огня и/или Рарога), демиург, соотносимый с Гефестом по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Поэтому он источник огня и его повелитель. Имеет много общего и с финнским Ильмариненом, этрусским Велхансом и римским Вулканом. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир»[43].

5. «Да ВсеБог поймёт Всебога да Световидом». Согласно «Толковнику» Схорона Еж Славен, «Тот, кто видит свет. Кто видит при свете. ВсеБог Светом видящий/видимый ВсеБогу. Полное воплощение во Свароге всего света, Световой Сути, всех видов телесных, которые познаны самим же Господом, как его непосредственные, однородные ему осуществления»[44].

          Строго говоря, официальной исторической науке неизвестен в пантеоне славян Бог по имени Световид. Средневековый хронист Гельмольд писал: «Среди множества славянских Божеств, главным является Святовит, Бог земли ранской, так как он – самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают»[45]. Впрочем, имя Бога  было, разумеется, записано Гельмольдом латинскими буквами (Zuantewith), а лингвисты выдвигают разные версии происхождения этого имени (в том числе, и соответствующую написанию «Световид»): «Первая часть имени swant-/svęt- этимологически восходит к общеславянскому *swetlo-, *swet- («свет»; «свет, мир»), старославянскому светъ («святой»), западнославянскому и польскому swęty/swięty («святой»). Вторую часть имени -wit/-vit одни исследователи возводят к общеславянскому корню *vid («вид, зрение, облик») или *vitez («витязь, воин, победитель»), по мнению других данная часть связана с индоевропейским словом *wed («ведать, знать»)»[46].  Святовиту были посвящены белый конь и меч; его кумир имел четыре головы (что, предположительно, указывает на власть Бога над четырьмя сторонами света), в его храме гадали о будущем урожае и об исходе войны, просили Бога об «удаче в умножении побед».

В «Велесовой Книге» сказано: «И Богу Святовиту славу речем, ибо он стал Богом Прави и Яви, и ему поем песни о том, что он есть свет, и видим, что через него свет зрим и Явь существует, и он нас от Нави убережет, и ему мы хвалу поем. Поем и пляшем для него, и взываем к богу нашему, ибо он землю, солнце наше и звезды держит и свет крепким делает. Слава Святовиту великому, слава Богу нашему! Скорбит сердце наше, отречемся же от злых дел наших и пойдем к добру!»[47]

Восприятие Святовита в среде современных родноверов не расходится существенно с мнением учёных. Волхв Велимир в своей работе «Книга Природной Веры» пишет: «Святовит — хозяин верхнего неба и белого света. Его царство, пронизанное бело-голубым сиянием, находится над голубой твердью. В древней Руси полагалось, что этот свет есть носитель абсолютной ценности и абсолютной красоты. Он нежно заполняет земной мир во время дня. Как верховный Бог Неба, Святовит обязан всегда бодрствовать. Днём он всевидящ. И как всевидящий охранитель Святовит представлялся четырехликим. Ночью в красной мантии он садится на своего белого, золотогривого коня и объезжает границы Руси, где поражает наших врагов. (…) Святовит не только податель благ и могучий защитник, но и добрый Бог света. Ему противна грязь, он не допускает зла, не признает его власти. Всевидящий Святовит не желает видеть зло и грязь своего народа. Поклонение ему — это поклонение чистоте во всех смыслах»[48].

 

Почитание Предков.

Важное место в миропонимании «Схорон Еж Славен» занимает почитание Предков. Владимир Голяков говорит об этом так: «Наши святые отцы и наши великие мати, мамы наши, таким образом, являются для нас Славян явными СВЯТИЛИЩАМИ. Вот куда Славяне идите. Встаньте перед Святыми Отцами и Мамами на колени.

Не зазорно то. Вы всегда будете меньше их. Укрепите Ваших Святых Предков вашими Стараниями. А они вас и так не сдали тогда, когда вас зачали, Родили и выкормили. А, ежели ваши Родители пьяницы или прочая распутники, не есть ли Главный Подвиг своей сыновней или дочерней преданности – Служение сим Заснувшим Идолам. Показать и доказать – Божественность не временное явление. Что КРОВЬ ВАЖНЕЕ!»[49]  Владимир Поваров в своей статье о СЕС пишет, что почитание Предков — обязательное условие для вхождения в «Схорон»: «Членом общины может стать любой родич, обожествивший предков: отца как Бога Рода и мать как Богиню Родину. Такой человек становится «мужем славянского народа». Единственное требование к нему – это делать всё для укрепления славы своего народа через свою судьбу, силу и волю»[50].

Почитание старших свойственно традиционным культурам всех народов мира (возможно, есть и исключения из этого правила — но мне они неизвестны).  При этом, родителей продолжали чтить и после их смерти: «Одной из самых древних и распространенных форм религии является обоготворение мертвых. На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, покойникам из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культ предков»[51]. В этой связи следует сказать несколько слов о  представлениях «Схорона Еж Славен» о посмертном существовании человека:

Прежде всего, необходимо отметить, что СЕС не признаёт наличие у человека души (духа): «Бог не нуждается в душах. Нет никаких душ! Душа есть оскорбление Богу прямое. Душа это значит что есть некое право его же малой части Бога на его участь (…) Воля да Тело – Суть Единое Дело. Люди необрезаны от Среды, ибо Своего во ВсеБоге Вообще ничего да никого нет. Во ВсеБоге есть токмо ВсеБог всеми видами Световида, в том числе людьми, как необрезанной частью ВсеБога Перуна Световида Среды. Посему ни душами ни духом ни тушами, люди не задушены»[52]. Однако, в мировоззрении «Схорона» душу успешно заменяет понятие «сути» человека, бессмертной его части, продолжающей существовать после смерти тела, выхода «из ся во вся». Учение СЕС о посмертии включает в себя представления о перевоплощении, а также — о посмертном воздаянии за совершённые при жизни поступки[53], что вполне соответствует как теориям  ряда исследователей о традиционных верованиях древних славян, так и  воззрениям большинства современных родноверов[54].

По словам Владимира Голякова, в «Схороне» сохранены древние былины славян. В них упоминается множество почитаемых всем народом Предков, правителей и волхвов. Среди них — как известные официальной исторической науке (князь Гостомысл, князь Святослав, верховный жрец славян Богомил Соловей), так и неизвестные ей (к примеру, Первопредок Орей). Среди последних особенно выделяются Цари Рек (правители славян, чьими именами, были названы реки: «Быль Славянская рунами — Реками на лице Земли написана… да памятью народной сохранена.. Волхов , Онега, Ладога, Вольга, Нево,Ильмень, Двина, Мста, Свирь, Дон, Днепр — то всё имена Царей»[55].), а также Сущь Цари (по определению «Схорона Еж Славен», «Предки, воцарившиеся путём осуществления важных видов деятельности Славенского Народа»[56]). Как утверждает Владимир Голяков, к ним относятся «(…) Бел царь Топор Ориевич, даже не надо напоминать, что он дал народу. Крюк Ориевич, Орало Ориевич, Сруб Ориевич, Крына Ориевич он же Лепо, тот, кто начал лепить. Гончар Ориевич, Стрела Ориевич, Сулица Ориевич, Борона Ориевич Плуг Ориевич. ВСЕ почти что 3 000 основных существительных во нашем языке это имена родных предков наших. 3 000!!!  Сущих царей запоминали по яви той пользы, которая была явлена во многих поколениях славян»[57].

Почитаемые Предки выступают в былинах «Схорона» в качестве «культурных героев» (говоря языком современной науки). Они совершают изобретения, устанавливают обычаи и нормы поведения. Вот несколько характерных примеров:

Как господарь Нево Славенович на ладьи свои ставил долгий руль.

Как Господарь Нево Славенович
Да по Нево реке шел во Невску губу,
Да вода неожиданно вздыбилась
Сотряслись аж уключины медные
Да ломались-то вёсла да крепкие
Да сама-то ладья завертелася
Да закрутилась вдали-то от берега
Да дружина в ладье-то кручинилась
Да во Бож град войти изготовилась
Как Господарь Нево Славенович
Да чрез волю свою стал смекалист в нужде
Да подобрал он во руки во сильные
Да весло вдоль уключины сломанно
Да как встал господарь Нево Славенович
Да на заднюю ладьи корму-сторону
Как пустил то весло в волны буйные
Поперёк-то опасна вращения
Супротив неминуемой гибели
Да держал то весло на широкой спине
Да плечо-то во место уключины
Да сноровка во место усталости
Так лодье Господарь путь указывал
Да без дружины своей с волной правился
Да прибивал ладью во берег по самый песок
Так дружина за жизнь свою кланялась
Да во ноги-то Нево Славеновичу
Своему-то правителю мудрому
Мы же помним коняжье решение
По рулям, что в руках наших чуем порой[58].

 

Вольга прочный локоть.

Да как у Вольги Царя Свет Славеновича
Да как локоть был прочнее прочного
Да как были-то во Вольге все уверены
Да все родичи – други соратники
(…)
Да как у Вольги Царя Свет Славеновича
Да как были то люди во Праве тверды
Да как были те люди Царю крепь-плечо
Да как тех людей да не счесть по Руси
Так да вы честной люд будьте Правилом
Так да вы честной люд будьте Правью самой
Так да вы Божий Род будьте прочным локтем
Дабы быть во Руси вечно Правыми[60].

 

Такое восприятие Предков вполне соответствует традиционной парадигме мышления. Вот как об этом пишет знаменитый румынский религиовед Мирча Элиаде: «религиозный человек периодически становится современником Богов в той мере, в какой он восстанавливает в настоящем первичное Время, когда были совершены божественные деяния. На уровне «примитивных» цивилизаций все, что делает человек, имеет свою сверхчеловеческую модель: даже в обычное «непраздничное» Время их действия имитируют образцовые модели, ниспосланные Богами или мифическими Предками»[61].

 

Календарь, обрядность, внутреннее устройство.

«Схорон Еж Славен» пользуется особым календарём, называемым «Кологод». Он основан на солнечном цикле и не отличается принципиально от реконструкций древнеславянского календаря в работах учёных-историков и современных сторонников Родной Веры славян. Кологод включает в себя четырнадцать основных праздников:

1. Коляда 21-22 декабря.
2. Лютый День (День Лютобора) 22 января.
3. Весень 1-3 февраля.
4. Ярило (Весеннее Равноденствие, Масленица) 21-22 марта.
5. Семаргл 22 апреля.
6. Летень 1-3 мая.
7. Купала 21-22 июня.
8. Перунов День 22 июля.
9. Осень 1-3 августа.
10. Дид Сноп 22 августа.
11. Хорс (Осеннее Равноденствие) 21-22 сентября.
12. День Сварога 22 октября.
13. Зимень 1-3 ноября.
14. Диды (Старец) 22 ноября[62].

Вместо григорианских названий месяцев используются их славянские соответствия: снежень (декабрь), лютень (январь), комоед (февраль), таень (март), травень (апрель), листень (май), ростень (июнь), стожень (июль), серпень (август), листопадень (сентябрь), мокрень (октябрь), студень (ноябрь). Многие из них известны в славянской этнографии.

Помимо «КолоГода» в учении «Схорона» известен также календарь «Рудоколо». Это цикл длительностью в тринадцать тысяч лет, разделённый на четыре части: Хряк (Зима), Рысь (Весна), Волк (Лето), Бер (Осень). Названия эпох (вервей), отражают состояние народа в  это время, каждой из них соответствует своя суть: суть верви Рысь — всё яснить, суть верви Волк — всё взять,  суть верви Бер — всё сберечь, суть верви Хряк — всё отдать[63].   Некоторое подобие этому календарю можно усмотреть в верованиях древних греков и ариев, также разделявших течение времени на четыре эпохи (движение от Золотого века к Железному у эллинов, от Сатья Юги к Кали Юге у индоариев).

Богослужения на святилищах «Схорона Еж Славен» проводятся постоянно. Помимо календарных праздников, обрядов жизненного цикла (имянаречение, свадьба, похороны), жрец должен совершать обряды в первый (Родов), третий (Пёсий), шестой (Сварогов) и седьмой (Световидов) день недели. Личные обряды каждый рядовой родич (последователь «Схорона») также должен творить постоянно.

Жрецы не являются профессиональными священниками, так как, по мнению сторонников «Схорона Еж Славен», их сан не даёт им права жить за счёт народа: «В служении Всебогу не должно быть ничего материально выгодного, так как служба Всебогу-Времени является «беззаветной», то есть не опирающейся на договор. Договор со Всебогом невозможен, так как он не наделён эмоциями. Всебог — бесстрастный вершитель судеб. Схорон еж словены говорят, что волхвы всегда рассматривали народ как единый организм. Жреца не волнуют человеческие страсти. Он также бесстрастен, как Бог. И только в этом случае он способен познать суть вещей и открыть их людям»[64].

Жертвоприношения животных  в «Схороне» не совершаются. Основные требы — каравай, квас («кровь Рода»), молоко («молоко Родины»). Треба понимается весьма своеобразно — не как дар Божеству, а как способ установить связь со Всебогом и предоставить «доклад» о своей жизни: «Смысл обряда — энергоинформационное взаимодействие со Средой. Это если метафизически. Человек, как естественная часть Среды, может использовать другой объект Среды, для того, чтобы изменять Среду, делать доклад о том, чего он добился, что ему нужно и так далее. Тем, кто прошел хотя бы первую ступень СПАСа уже становится понятен смысл выдыхания на требный камень во время обряда. В выдохе содержатся мельчайшие частички крови, прошедшей цикл по организму — СУКРОВИЦА (Суть Крови Царя) и несущей полную информацию о состоянии человека. По аналогии можно вспомнить «Тронное Право» (когда мы вдыхаем энергетический слепок человека). Это и есть то, что Среде нужно больше всего от нас — итоги наших Бед и ПоБед — СБЫТНОСТИ ЖИЗНИ. Богу, явленному во всем, что есть, вокруг нас вряд ли нужны оладьи или квас. Потому что он уже и оладьи и квас и тот, кто эту Требу дает. А вот итоги жизни человека, как части БОГА внутри БОГА — это уже другое дело»[65].

Внутреннее устройство «Схорона» представляет собой так называемую «боярскую кольчугу» — союз славянских родов (семей). Внутри рода установлено чёткое разделение по старшинству (парень / муж / дед; дева / жена / старуха), однако важен не столько возраст, сколько дела — бездетный мужчина даже в сорок лет останется парнем, а дедом является лишь тот, у кого есть внуки. Глава семьи несёт родовую службу — то есть занимается делами своего рода, в том числе — совершает семейные обряды.

Отдельные семьи объединяются вокруг «пятин» — территориальных единиц. В основе каждой пятины лежит святилище, за которое отвечает жрец (радарь), добровольно взявший на себя межродовую службу, и его помощники (поручный, оберег и староста). Над пятинами стоят «всекрайний Староста», «межкрайний ЯрВолк» и Голова (Верховный Жрец). Обязанности каждого последователя «Схорона» определены в тексте, называемом «Заботы». Вот, к примеру, что должен делать рядовой сторонник «Схорона Еж Славен»:

«Да За Бо Та всяк рядного Родича
По судьбе своей да по времени
Быть к себе в соответствии,
Дабы меч Перуна Явью полнился
Дабы жили по СоВести Родичи.
Да За Бо Та всяк рядного Родича
Чтить Устой Солнцеворотом ставленный,
Дабы быть опорою Родичам
Дабы были сильны мы во самости.
Да За Бо Та всяк рядного Родича
Да по Божьим дням славить Дида Вечного,
Утверждая в том Божьи Правила
Дабы были славны Божьи Родичи.
В том Перун видит полну достаточность
Дабы слово во деле сбывалося
Дабы были прочны Божьи Родичи
Чрез присяги свои соОтветственны»[66].

Радарь обязан нести людям Обычай, принимать присяги, проводить обряды, утверждать в своей пятине указания Верховного Жреца, помогать в обучении родичей ЯрВолку. Поручный — выполнять поручения Радаря, докладывать ему о происходящем в пятине, заботиться о доходах родичей. Оберег — защищать святилища, приводить в исполнение приговор Верховного Жреца, следить за исполнением присяг, принимать жалобы, пресекать «уродству служение», быть, в случае надобности, «клыком пасти радаря / быть мечом всех врагов повергающим». Староста должен передавать радарям указания Головы, следить за своевременностью исполнения священнодействий, при необходимости собирать радарей «пред твердыней Перуновой». ЯрВолк — следить за происходящим в пятинах, поставлять Верховному жрецу сведения о деятельности от тех радарей, что не смогли явиться с докладом сами, заносить «во кладь» деяния Головы, защищать и обучать его детей. Заботы Верховного Жреца слишком многочисленны чтобы их пересказывать, если выразить в их нескольких словах — задача Головы хранить и укреплять славянский Обычай.

 

Заключение.

Моя работа завершена. Сразу скажу, что я не ставил своей целью убедить родноверов, в том, что Владимир Голяков сохранил истинный славянский Обычай. Не стремился я и убедить сторонников «Схорона Еж Славен» в том, что их Верховный Жрец не передал знания, доставшиеся ему от Предков, а сам создал  учение «Схорона» на основе сохранившихся сведений о славянах и других арийских (индоевропейских) народах. Я хотел другого — показать, что разница между мировоззрениями обеих сторон не так велика, как многим кажется. Надеюсь, что мне это удалось.

17 цветня.
Мирослав (Власкин Е.А.)

 

Список источников:

1. Белов А.К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. Источник: http://kolohod.narod.ru

2. БогоВед. Сбор. Источник: http://www.wolf-step.su

3. Боговед. Тризна. Источник: http://www.slav-vesti.su

4. Велеслав. Книга Велесовых Радений. Источник: http://www.sunhome.ru

5. Велеслав. Русско-Славянское Родноверие. Источник: http://rodolubie.info

6. Велесова книга. Славянские Веды. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

7. Велимир. Книга Природной Веры. Источник: http://slavya.ru

8. Владимир Богумил II Голяк. Речь  ВсеНародного  славянского жречества родному народу да по Вечному строю. Источник: http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=2072.0

9. Влескнига. Перевод Н.В. Слатина. Источник: http://lib.rus.ec

10. Вышень. Боговед. Источники: http://www.wolf-step.su; http://obichay.org ; http://www.slav-vesti.su

11. Вышень. Всё яснить. Источник: http://obichay.org

12. Вышень. Правда Славянского Народа. Источник: http://slavjanskaja-bylina.jimdo.com

13. Гимн Пуруше. РигВеда в переводе В.Г. Тихомирова. Источник: http://tihomir-vg.narod.ru/

14. Гимн-загадка. РигВеда в переводе Т.Я. Елизаренковой. Источник: http://scriptures.ru

15. Заботы. Источник: http://slav-vesti.su

16. Иггельд, Велемудр. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: Рефл-Бук, 2002

17. Ишутин А.А. Восточнославянские Боги и их имена. Источник: http://kolohod.narod.ru

18. Ишутин А.А. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения. Источник: http://vantit.ru

19. Мирча Элиаде. Священное и мирское. Источник: http://krotov.info

20. Обрядник Толковый. Издание «Велесова Круга». Источник: http://www.velesova-sloboda.org

21. Ответы на вопросы. Сайт «Славянский Обычай» (12 декабря 2010). Источник: http://www.obichay.org

22. Первые Былины Славян. Начало. Источник: http://slavjanskaja-bylina.jimdo.com

23. Поваров В. Схорон Еж Славен (из сборника «Петербургское язычество»). Источник: http://religare.ru

24. Прозоров Л.Р. Язычники крещёной Руси. Источник: http://vsenoshnik62.narod.ru

25. Рудоколо. Кологод. Источник: http://vk.com/page-15049271_43671691

26. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Источник: http://kolohod.narod.ru

27. Сведения о Богах северо-западных славян из разных источников. Источник: http://kolohod.narod.ru

28. Святовит. Источник: http://ru.wikipedia.org

29. Станислав Каменев. Род и Рожаницы. Источник: http://kolohod.narod.ru

30. Стих о Голубиной Книге. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е доп. изд., подгот. А.П. Евгеньевой и Б.Н. Путиловым. М., 1977. С. 208-213. № 60. Источник: http://www.boyaring.lodya.ru

31. Страница обрядового хора «Сураварг». http://www.perunmozhay.ru/Suravarg.html

32. Суть святилища славянского (доклад Богумила на Битцевском святилище). Источник: http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=2072.70;wap2

33. Толковник. Источники: http://obichay.org ; http://www.slav-vesti.su

34. Фрагменты ранних греческих философов. Евсевий, Стобей. Источник: http://www.nsu.ru/classics/plato/orphica.htm

35. Цари рек. Источник: http://slavjanskaja-bylina.jimdo.com

36. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Источник: http://gatchina3000.ru


 

[1]  Сохранение единства славян.

[2]  Он же — Владимир Богумил Второй Голяк.

[3]  Эта цитата взята со страницы обрядового хора «Сураварг»: http://www.perunmozhay.ru/Suravarg.html

[4]  К примеру, Антон Валерьевич Платов в своей книге «Славянские руны» приводит многочисленные доказательства существования рунических знаков у славян и восстанавливает северовендский (западнославянский) рунический строй.

[5]  Вышень. Боговед. Источник: http://www.wolf-step.su

[6]  Боговед. Тризна. Источник: http://www.slav-vesti.su

[7]  Благодарю за подробное разъяснение Триглава радаря Уральской Руси Владимира Ориевича Сергу.

[8]  Прозоров Л.Р. Язычники крещёной Руси. Источник: http://vsenoshnik62.narod.ru

[9]  Гимн Пуруше. РигВеда в переводе В.Г. Тихомирова. Источник: http://tihomir-vg.narod.ru/

[10]  Фрагменты ранних греческих философов. Евсевий, Стобей. Источник: http://www.nsu.ru/classics/plato/orphica.htm

[11]  Согласно официальной версии, это произведение создано в конце XV — начале XVI века. Однако, ещё в XIX веке А.Н. Афанасьев, знаменитый русский учёный-фольклорист, писал: «Суеверные сказания, передаваемые стихом о голубиной книге, составляют общее достояние всех индоевропейских народов и совершенно совпадают с древнейшими мифами индусов и с показаниями Эдды. Происхождение их, очевидно, относится к арийскому периоду и рукописные памятники могли только подновить в русском народе его старинные воспоминания…»

[12]  Стих о Голубиной Книге. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е доп. изд., подгот. А.П. Евгеньевой и Б.Н. Путиловым. М., 1977. С. 208-213. № 60. Источник: http://www.boyaring.lodya.ru

[13]  Большинство родноверческих объединений («Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры», «Велесов Круг» и другие) считает Рода главным Богом славянского пантеона.

[14]  Обрядник Толковый. Издание «Велесова Круга». Источник: http://www.velesova-sloboda.org

[15]  Ответы на вопросы. Сайт «Славянский Обычай» (12 декабря 2010). Источник: http://www.obichay.org

[16]  Гимн-загадка. РигВеда в переводе Т.Я. Елизаренковой. Источник: http://scriptures.ru

[17]  Влескнига. Перевод Н.В. Слатина. Источник: http://lib.rus.ec

[18]  К примеру, «Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры» использует славления Богам, взятые из «Велесовой Книги».

[19]  Велеслав. Русско-Славянское Родноверие. Источник: http://rodolubie.info

[20]  Разумеется, пантеон «Схорона» не ограничивается списком из пяти имён. Сторонники «Схорон Еж Славен» также почитают Бога Солнца (которого в разные времена года называют по-разному: зимой — Коляда, весной — Ярила, летом — Купало, осенью — Хорс), Велеса и других славянских Богов.

[21]  Вышень. БогоВед. Источник: http://obichay.org

[22]  Толковник. Источник: http://obichay.org

[23]  Интересующимся этим вопросом могу предложить к ознакомлению свою статью «Верховный Бог славян», размещённую на сайте курганского фольклорного объединения «Колоход»:  http://kolohod.narod.ru/rechi/rechi_verhovnyj_bog.html

[24]  Белов А.К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. Источник: http://kolohod.narod.ru

[25]  Велеслав. Книга Велесовых Радений. Источник: http://www.sunhome.ru

[26]  Толковник. Источник: http://obichay.org /Представление сторонников «Схорона Еж Славен» о неразрывном единстве во Роде мужского и женского начал, Рода и Родины, вполне соответствует приведённым выше словам из родноверческого «Обрядника» о Роде «Собою из Себя в Себе Всемирье явившем».

[27]  Вышень. Боговед. Источник: http://www.slav-vesti.su

[28]  Станислав Каменев. Род и Рожаницы. Источник: http://kolohod.narod.ru

[29]  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Источник: http://kolohod.narod.ru

[30]  Толковник. Источник: http://obichay.org

[31]  Вышень. Всё яснить. Источник: http://obichay.org

[32]  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Источник: http://kolohod.narod.ru

[33]  Ишутин А.А. Восточнославянские Боги и их имена.  Источник: http://kolohod.narod.ru

[34]  Ишутин А.А. Восточнославянские Боги и их имена.  Источник: http://kolohod.narod.ru

[35]  Влескнига. Перевод Н.В. Слатина. Источник: http://lib.rus.ec

[36]   Благодарю за разъяснение радаря Уральской Руси Владимира Ориевича Сергу.

[37]  Вышень. Боговед. Источник: http://www.slav-vesti.su

[38]  Благодарю за разъяснение радаря Уральской Руси Владимира Ориевича Сергу.

[39]  Ишутин А.А. Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения. Источник: http://vantit.ru

[40]  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Источник: http://kolohod.narod.ru

[41]  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Источник: http://kolohod.narod.ru

[42]  Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. Цитируется по: Ишутин А.А. Восточнославянские Боги и их имена.  Источник: http://kolohod.narod.ru

[43]  Иггельд, Велемудр. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: Рефл-Бук, 2002

[44]  Толковник. Источник: http://obichay.org

[45]  Сведения о Богах северо-западных славян из разных источников. Источник: http://kolohod.narod.ru

[46]  Святовит. Источник: http://ru.wikipedia.org

[47]  Велесова книга. Славянские Веды. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

[48]  Велимир. Книга Природной Веры. Источник: http://slavya.ru

[49]  БогоВед. Сбор. Источник: http://www.wolf-step.su

[50]  Поваров В. Схорон Еж Славен (из сборника «Петербургское язычество»). Источник: http://religare.ru

[51]  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Источник: http://gatchina3000.ru

[52]  Вышень. Правда Славянского Народа. Источник: http://slavjanskaja-bylina.jimdo.com

[53]  Благодарю за разъяснение радаря Уральской Руси Владимира Ориевича Сергу.

[54]  Тема эта требует отдельного долгого разговора; желающие ознакомиться (вкратце) с представлениями древних славян о посмертии могут пройти, например, по этой ссылке: http://slaviy.ru/rodnoverie-v-voprosax-i-otvetax/kakovy-predstavleniya-rodnoverov-o-zhizni-posle-smerti-kak-xoronili-na-rusi-verili-li-slavyane-v-reinkornaciyu/

[55]  Первые Былины Славян. Начало. Источник: http://slavjanskaja-bylina.jimdo.com

[56]  Толковник. Источник: http://slav-vesti.su

[57]  Владимир Богумил II Голяк. Речь  ВсеНародного  славянского жречества родному народу да по Вечному строю. Источник: http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=2072.0

[58]  Цари рек. Господарь Нево Славенович. Источник: http://slavjanskaja-bylina.jimdo.com

[59]  Цари рек.  Мста Вольгович. Источник: http://slavjanskaja-bylina.jimdo.com

[60]  Цари рек. Вольга Царь Источник: http://slavjanskaja-bylina.jimdo.com

[61]  Мирча Элиаде. Священное и мирское. Источник: http://krotov.info

[62]  Рудоколо. Кологод. Источник: http://vk.com/page-15049271_43671691

[63]  Рудоколо. Кологод. Источник: http://vk.com/page-15049271_43671691

[64]  Поваров В. Схорон Еж Славен (из сборника «Петербургское язычество»). Источник: http://religare.ru

[65]  Суть святилища славянского (доклад Богумила на Битцевском святилище). Источник: http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=2072.70;wap2

[66]  Заботы. Источник: http://slav-vesti.su