Вера Племён началась с одного человека — Гармана Лорда. Гарман был не единственным, кто стоял у её истоков, но если о ком-то можно сказать, что он был основателем теодизма, то о нём. Другие, такие как лорд Эалдоред из Племени Угрюмого Холма, также внесли большой вклад, в то время как более поздние деятели, как например Свен и Эрик Воденинги, сделали многое, чтобы изменить направление развития современного теодизма. Корни теодизма трудно проследить. Остаётся только сказать, что он имеет истоки как в викке, так и в германском язычестве. Гарман начал свой путь к Вере Племён, будучи викканином, обучающимся в гарднерианской традиции. В 1971 году его ковен  сделал свою верховную жрицу «королевой ведьм». И, поскольку она была «королевой», они также создали собрание советников. Гарман нашёл в словаре слово «витан» (так англосаксы называли королевских советников). Это подтолкнуло его к поискам, которые, в конечном счёте, должны были привести к созданию Веры Племён. В 1971 году он, совместно с другими людьми, основал «ковен Витан англосаксонской викки». (Гарман Лорд, «Эволюция Веры Племён: Часть I». Племя Ламмас, 1995 г.)

Однако, идея Веры Племён не начала на самом деле воплощаться в действительность до тех пор, пока 4 июля 1976 года, по словам Гармана Лорда, к нему не явились Бог и Богиня, Воден (Один) и Фриге (Фригг). Вскоре после этого он основал Племя Витан. В 1981 году Племя Витан перестало действовать, и Гарман начал издавать журнал «Посох Викинга». Этот журнал наладил первые контакты ранних теодистов с остальными германскими язычниками, которые в то время были исключительно асатруа. К 1985 году Племя Витан снова начало действовать, и в это же время Гарман Лорд придумал термин «Þéodisc Géleafa», «Племенная Вера». Около 1988 года было создано Королевство Винланд. Оно состояло из двух племён: Племени Угрюмого Холма (бывшего ковена саксонской викки) и Племени Геринг[1], бывшего племени Витан. Гарман Лорд был приведён к присяге как лорд Этелинг в Хэллоуин[2] 1990 года. А в 1991 году в день летнего солнцестояния Гарман организовал встречу более пяти десятков теодистов. (Гарман Лорд, «Эволюция Веры Племён: Часть II». Племя Ламмас, 1995 г.)

В то время, теодизм всё ещё был очень простым и всё ещё находился под сильным влиянием викки. Его обряды были, по большей части, викканскими, как и многие из теодистских верований. Однако, тогда произошли некоторые важные события. При создании Королевства Винланд появился ранг[3] этелинга[4] (ранги существовали и до этого времени, но ранга этелинга не было). С ним пришло понятие племенной удачи (тогда называвшейся «удача короля») и представление о том, что вождь племени обладает даром мудрости[5] (может быть ведомым самими Богами). В то время Вера Племён была сосредоточенной на идее королевства и, несмотря на то, что короля не было, считалось, что он будет. Таким образом, большинство философских концепций вращалось вокруг идеи королевства. Другие идеи, как, например, представление о том, что вождь нуждается в согласии племени или о том, что вождь является лишь хранителем удачи племени, появились позже. Именно тогда теодисты совершили своё первое жертвоприношение. Девятого ноября 1991 года, рядом с местом, где, как говорят ирокезы, появились первые мужчина и женщина, в штате Нью Йорк Гарман Лорд принёс животное в жертву Богам и Богиням. В то время теодисты ещё отдавали Богам и Богиням животное целиком (так же, как древние евреи во время жертвоприношений в Иерусалимском Храме). Однако позже эту идею сменило представление о том, что такие жертвы должны быть съедены и разделены между Богами и людьми (что больше похоже на «священное барбекю»).

Герт Мак Куин, в дальнейшем оказавшая влияние  на развитие теодизма, стала рабыней Племени Угрюмого Холма в 1989 году, после того как повстречала на вечеринке Гармана Лорда. У Племени Угрюмого Холма вскоре начались проблемы с Герт, а позже — с Гарманом.  К Хэллоуину 1991 года началась борьба между двумя племенами, итогом которой стало то, что в сентябре 1992 года оба племени пошли своим путём. Несмотря на разделение, обе группы называли теодизмом то, что делали. После этого количество теодистов резко упало — с более пяти десятков человек почти до нуля. Тем не менее, Племя Геринг не перестало действовать.  Герт была назначена в совет Кольца Трота[6] (в настоящее время  эта организация называется «Трот»), и как она, так и Гарман, начали публиковать статьи в принадлежащем «Кольцу Трота» журнале «Идунна», а также в языческом журнале «Горный Гром». У племени Угрюмого Холма тоже были собственные издательские предприятия.

Именно в это время Герт узнала о двух других англосаксонских язычниках. Братья Свен и Эрик Воденинги публиковали статьи в журнале «Идунна». Воденинги, в отличие от Гармана, пришли не из викканской среды. Вместо этого, они, после того как переросли методизм и стали агностиками, нашли свой путь к разновидности англосаксонского язычества, которую создали сами. Им была известна викка, но они немедленно и полностью отвергли её, а интерес к викингам, рунам и средневековью привёл их к скандинавской мифологии. Она, в свою очередь, указала им на тот факт, что их собственные английские предки поклонялись тем же Богам. В уединении они разработали свои собственные религиозные обряды и верования. Со временем, им стало известно об Асатру, но когда они решили присоединиться к AFA[7], она уже перестала существовать.

Когда в 1989 году Свен узнал о Кольце Трота, они быстро присоединились, и вскоре после этого уже писали статьи. Их первые полномасштабные статьи были опубликованы в единственном номере журнала «Идунна», выпущенном в 1991 году. К концу 1992 года Герт и братья Воденинги переписывались друг с другом, и к августу 1993 года братья стали членами Королевства Винланд и основателями Графства Веднесбёри.

Вскоре после этого Королевство Винланд начало новый издательский проект, выпустив брошюру Свена «По ту сторону Добра и Зла». Она увидела свет вместе с первым номером журнала «Теод» в феврале 1994 года. До этого, как Свен, так и его брат, вносили большой вклад в  журнал Трота «Идунна» (13 статей только в 1993 году),  но не стремились опубликовать какое-либо из своих языческих произведений за пределами его страниц. Воденинги привнесли в теодизм схему проведения обряда жертвоприношения, которую в настоящее время используют многие племена. Они также ввели симбел[8]– обряд, известный последователям асатру, но неизвестный в то время теодистам. В брошюре «По ту сторону Добра и Зла» Воденинги более глубоко раскрыли смысл концепции вирда (с которой теодисты уже были знакомы) и ввели понятие орлэг (представление о том, что преступления должны компенсироваться возмещением ущерба). В то время также были введены другие философские концепции, к примеру, идея племени, как замкнутого пространства (иннангарда[9]), различие между священным и святым, и представления о добре и зле. Они также детально разработали концепцию «становления», согласно которой язычник должен постоянно стремиться к самосовершенствованию. Некоторые идеи Воденинги позаимствовали у таких авторов, как Эдред Торссон, остальные были результатом их собственных исследований.

Вскоре другие начали присоединяться к Королевству, и Вера Племён снова начала распространяться. В мае 1994 года Свен организовал единственную в истории встречу, совместно проведённую Тротом и теодистской организацией, – Вальпургиеву Ночь-1994, которая в течение нескольких лет оставалась крупнейшим языческим собранием, состоявшимся на Среднем Западе. Королевство продолжало расти в 1994 и 1995 годах, но противостояние с различными организациями Асатру казалось тогда бесконечным. Отчасти, это происходило из-за продолжения «войн Трота» — борьбы за власть внутри «Кольца Трота» в 1994 и 1995 годах. Однако, в значительной степени это было связано и с паранойей в определённой части Королевства Винланд. Тем не менее, в 1994 году была основана  Королевская Школа Веднесбёри была – как первая организованная попытка обучения теодистов. В своё время её считали соперницей Старшей учебной программы Трота, и во многих программах, созданных с тех пор, её структура использована в качестве основы. Кроме того, в это время Эрик Воденинг и Винифред Ходж написали первое исследование, посвящённое понятию фриз[10],означающему мир и процветание племени, которые следует защищать любой ценой.

В 1994 году было основано Королевство Фризов, с Гертом Грёнвальдом во главе. Это была первая теодистская группа, ставшая независимой от Королевства Винланд (в 1999 году), и выжившая. Она, возможно, в большей степени, чем любое другое племя разожгла стремление к истинной аутентичности. Королевство Фризов было первым неанглосаксонским племенем, и оно познакомило теодистов с  идеями таких учёных, как Жорж Дюмезиль и Мирча Элиаде. Это вливание новых научных материалов оказало влияние на интеллектуальное развитие теодизма. Наконец, члены Королевства Фризов были первыми, кто стал создавать обрядовые песни в большом количестве. Хотя другие иногда сочиняли молитвы на древних языках, зачастую в форме песен, только Королевство Фризов делало это постоянно. Несколько лет спустя, Королевство впало в период бездеятельности, но было возрождено в 2005 году как Племя Аксентхоф[11]. Когда-то оно соперничало по численности с Королевством Винланд, и было известно своими обрядами, а его члены славились своей учёностью и способностями к древним языкам и ремёслам.

В день Летнего Солнцестояния 1995 года Гарман стал королём Королевства Винланд. Это немедленно возымело последствия — хорошие и плохие. Два теодиста покинули организацию вскоре после этого, по причинам, обсуждаемым по сей день. Немного времени спустя, другой человек был объявлен вне закона, когда у одного из его танов[12] случилось видение, в котором он был королём. Тем не менее, было сделано многое, способствовавшее развитию Веры Племён. С 1995 по 2000 год Королевство Винланд продолжало выпускать журнал «Теод», Эрик Воденинг опубликовал книгу «Мы — это наши дела» (в которой рассматриваются более подробно многие идеи, затронутые Свеном в брошюре «По ту сторону Добра и Зла»), было издано несколько работ Гармана, а число членов организации продолжало увеличиваться. В это время Королевство Винланд продолжило работу над многими проектами, начатыми в 1994 году. Бэды[13] (молитвы) составлялись на древнеанглийском и пелись под аккомпанемент арфы. Была разработана использующаяся в настоящее время обрядность; от старых, основанных на викке, ритуалов отказались в пользу германских[14] аналогов. Англосаксонские магические практики, как, например, Сиз Галдор[15] были переработаны для использования в современной обрядности. Теодистский ритуал, возможно, претерпел больше изменений с 1994 по 1996 годы, чем за долгое время.

К концу 1995 года Свен устал от постоянной борьбы с другими язычниками и языческими организациями. Кроме того, его сильно обеспокоило изгнание одного из его бывших танов. В начале 1996 года он попросил освободить его от соблюдения присяги. Не получив ответа[16] на свой запрос, он  начал переговоры с Винифредом Ходжем и тремя бывшими членами Королевства. Они обсуждали план создания более демократической, более аутентичной теодистской организации. В день Летнего Солнцестояния 1996 года Свен и Винифред Ходж, принеся клятвы, официально основали «Англосаксонское Древнее Право[17]».

Сообщество «Англосаксонское Древнее Право» росло и стало[18] крупнейшей когда-либо существовавшей теодистской организацией. В отличие от Королевства Винланд оно было более демократичным, более научным, и, к сожалению, зачастую менее организованным. Однако, вместо того, чтобы оставаться более близким к аутентичности, оно сбилось с пути так же сильно, как и Королевство Винланд в других аспектах. Тем не менее, сообщество действительно внесло большой вклад в развитие теодизма.  В то время, как Королевство Винланд оставалось относительно неизменным с 1997 до 2000 года, «Древнее Право» постоянно обновляло себя. Сообщество не вводило большое количество инноваций, но оно утвердило другие формы клятвы, помимо соблюдения присяги, иные способы стать теодистом, помимо рабства, и укрепило институт[19] племенного собрания. Кроме того, оно усовершенствовало хусель[20], обряд жертвоприношения в форме священного пиршества.

Племя (или Королевство) Норманнов было основано в 1997 году Дэном О`Халлораном. Оно оставалось под покровительством Королевства Винланд в течение нескольких лет, а затем стало независимым племенем. Его члены стали авторами нескольких нововведений в практике симбела[21], а также ответственны  за некоторые изменения в обряде жертвоприношения. В настоящее время Королевство Норманнов — крупнейшее существующее племя, с большим количеством сторонников в штатах Нью Йорк и Нью Джерси. Дэн — практикующий юрист и весьма активный политический деятель местного масштаба.

Теодизм продолжал расти, появлялись другие группы теодистов. В сентябре 1999 года была создана Роща Зелёного Терновника. Её целью было изучение духовных путей древних саксов и англосаксов и следование им. В июне 2000 года члены Рощи Зелёного Терновника основали вместо неё Род Ворстед[22]. В декабре 2000 года, после слияния с другим родом, Ворстэд стал Графством Реки Народа. К августу 2002 года (ранее в этом же году формально став теодистским) Графство Реки Народа перешло под покровительство короля Гармана из Королевства Винланд. Это покровительство закончилось плохо, так как в марте 2003 года Племя Реки Народа поссорилось с Племенем Геринг. Эрмунд был избран военным королём (поскольку у древних саксов короли были только во время войны), чтобы разрешить этот конфликт. Ссора закончилась в июне 2003 года, когда Племя Реки Народа разорвало все связи с Племенем Геринг. В ноябре 2002 года Племя Реки Народа переименовало себя в Племя Фолькаха Сахсам[23], а своё сегодняшнее имя – Племя Саксов[24] — взяло в сентябре 2004 года. Племя Саксов расширило идею королевства, избрав первого военного короля — такого раньше не делали. Кроме того, стремясь соответствовать социальной структуре древних саксов, они проложили дорогу для других племенных конфедераций. Это дало людям возможность найти сообщества, воскрешающие духовные пути алеманов, виннилов, квадов, тюрингов и других древних племён, и использующие (при желании) модель племенной конфедерации.  Наконец, Племя Саксов было первой группой теодистов, не требовавшей следования присяге от кеорлов[25] (низший ранг (но уже не ранг новичка) в большинстве племён). Племя Саксов совершило этот смелый шаг, чтобы перестать  воспроизводить структуру военного отряда (укоренившуюся во многих теодистских сообществах) и стать более аутентичным племенем.   Эту идею обсуждали в различных племенах с 1993 года, но никогда не воплощали в жизнь. До этого считалось, что «паутина клятв» необходима, чтобы сделать племя единым целым. Племя Саксов отмежевалось от теодизма осенью 2007 года и превратилось в Теа Маркосасхан[26]. Хотя его члены, по сути своей, по-прежнему являются теодистами, они больше не хотят так себя называть.

Во второй половине 2003 года «Древнее Право» переживало болезнь роста, так как каждая из двух крупнейших частей этого объединения (Неовеанглиа и Эрест[27]) разрабатывала  собственные обычаи[28] и традиции. Эта напряжённость увеличилась в течение следующего года, потому что Неовеанглиа стала более сплочённой и консервативной частью (к тому же, её члены жили довольно близко друг от друга), стремящейся утвердить более «традиционную» форму теодизма. Во второй половине 2004, отказавшись от компромиссов[29], Неовеанглиа сделала смелый шаг к независимости и объявила себя Племенем Неовеанглиа[30]. Это вызвало самороспуск «Древнего Права», оставшиеся группы были преобразованы в Королевство Мерсингов[31]. Неовеанглиа была первым племенем англов, пытавшимся прийти к обычаю англов посредством устранения саксонских элементов и «метафизического соединения» с древними народами восточной Англии. Королевство Мерсингов вскоре последовало этому примеру и взяло за образец древний народ центральной Англии. История Племени Мерсингов была довольно бедна событиями; стоит лишь упомянуть, что его члены снова начали сжигать зерно, принося его в жертву умершим.  В 2005 году, после того как врачи поставили ему диагноз «биполярное расстройство IIтипа», Свен Старейшина разрешил своей бывшей жене Терезе Воденинг возглавить племя.

Под руководством своего первого лорда, Брайана Смита по прозвищу Кюнемунд[32], Племя Неовеанглиа возродило концепции вергенгас[33] (беженцев), мунд[34] (защиты посторонних племенем) и факун[35] (ошибка[36] в ритуале), которые в настоящее время широко распространены в теодизме. И, хотя некоторые племена использовали Боговы столпы[37] до племени Неовеанглиа, никто другой в наше время не изготавливал так много и столь искусно сделанных идолов. Его члены подняли первый за тысячелетие эофор-кумбол[38] (кабаний стяг) и организовали первое за более чем десять лет межплеменное жертвоприношение свиньи, на котором присутствовали представителями от пяти племён (или прото-племён). Племя Неовеанглиа было первым, прекратившим ритуальное обезглавливание приносимых в жертву животных, посредством введения перерезания горла (и разработки способов ритуального удушения). Его члены также возродили практику принесения животных в жертву настолько здоровыми и целыми, насколько это возможно, никогда не ломая кости и не причиняя ненужных повреждений шкуре. Вскоре после того, как племя стало независимым, лорд Неовеанглиа перешёл под покровительство лорда Новой Нормандии, ярла[39] Дэна О`Халлорана, чтобы укрепить и ускорить своё понимание обычая и Веры Племён. Первоначально, обе стороны считали это соглашение счастливым и взаимовыгодным, но, по прошествии некоторого времени, несколько членов племени Неовеанглиа стали нервничать и требовать, чтобы их лорд перестал подчиняться О`Халлорану. Вместо того, чтобы нарушить клятву, Брайан Смит освободил своих людей от клятв со всеми почестями и отрёкся от титула лорда и власти над племенем Неовеанглиа. Он остаётся под покровительством своего лорда по сей день и медленно создаёт новое племя, Хвитмерск[40]. Племя Неовеанглиа выбрало нового лорда из числа своих членов, но распалось приблизительно восемнадцать месяцев спустя. Племя Мерсингов самораспустилось в марте 2008 года. В июле 2007 года Эрик Воденинг основал Энглатеод[41], сообщество, в основу которого легла религия и культура древнего племени англов. Оно стало вторым племенем, отказавшимся от рабства как средства обучения новичков. В июне 2009 года сообщество Энглатеод стало частью племени Хвитмерск и переименовало себя в Графство Веднесбёри[42]. Графство Веднесбёри — продолжение Племени Веднесбёри, созданного в 1993 году и бывшего частью Королевства Винланд, «Древнего Права», Племени Мерсингов и, в настоящее время, Племени Белого Болота[43].

             перевод Мирослава, 1 травня лета 2014 от н.х.л.

Источник: http://www.englatheod.org/theodhistory.htm


[1] На сайте www.gamall-stein.org находится следующее объяснение этого слова: «»Gering» (pronounced YAIR-ing), a runic pun that means «the offspring of the sprout» is the continuous growth from the original Witan that was spawned by Garman through his initiation with Woden in 1976» /»Gering» (произносится YAIR-ing) — рунический каламбур, означающий «потомство ростка» — непрерывный рост от первоначального (племени) Витан, которое было порождено Гарманом, благодаря его посвящению Воденом в 1976 году/ (примечание переводчика).

[2] В оригинале «at Hallows» (примечание переводчика).

[3] Словарь древнеанглийского языка переводит это слово, как «honor, respect, reverence, pardon».

[4] Этелинги у англосаксов — родовое дворянство, в состав которого входили сыновья и ближайшие родственники королей (примечание переводчика).

[5] В оригинале ræd (примечание переводчика).

[6]Одна из религиозных организаций современных германских язычников (примечание переводчика).

[7] Asatru Folk Assembly — одна  из религиозных организаций современных германских язычников (примечание переводчика).

[8] Общий ритуальный пир (примечание переводчика).

[9] Innangarð – внутреннее огороженное пространство, противоположность útgarðr, «тому, что за оградой». Характерное для традиционных обществ противопоставление «своего» и «чужого» (примечание переводчика).

[10] В оригинале — frið или frith (примечание переводчика).

[11] AxenthofThiad (примечание переводчика).

[12] В оригинале — thegns. Thegn (thane, thayn в английском языке времён Шекспира) происходит от древнеанглийского þegn, ðegn — «слуга, служитель, вассал», «тот, кто служит». В англосаксонской Англии это слово означало аристократа — вассала короля или дворянина (примечание переводчика).

[13] В оригинале — bedes (примечание переводчика).

[14] В оригинале — heathen («языческих»). Этот термин в среде западных язычников используется, преимущественно, по отношению к тем, кто восстанавливает верования древних германцев, но может относиться и к последователям других северных локальных Традиций — к примеру, финским язычникам или славянским родноверам (примечание переводчика).

[15] В оригинале — Síð Galdor (примечание переводчика).

[16] В оригинале — «with no results to be seen», «без видимых результатов» (примечание переводчика).

[17] В оригинале — «Angelseaxisce Ealdriht» (примечание переводчика).

[18] В оригинале — «grew to become», «выросло, чтобы стать» (примечание переводчика).

[19] В оригинале — «idea», «идею» (примечание переводчика).

[20] Húsel (примечание переводчика).

[21] Symbel – ритуальный пир (примечание переводчика).

[22] Vorstead Kindred (примечание переводчика).

[23] Folcaha Sahsam Thiod, «Племя народа саксов?» (примечание переводчика).

[24] Sahsisk Thiod (примечание переводчика).

[25] У анлосаксов — свободные общинники; слово, по-видимому, является аналогом скандинавского «карл» (см. Старша Эдда, «Песнь о Риге»). Примечание переводчика.

[26] Thea Markosashan, «Племя Саксонской Марки?» (примечание переводчика).

[27] Néoweanglia and Ærest (примечание переводчика).

[28] Thews (примечание переводчика).

[29] В оригинале «withnocompomiseinsite» (примечание переводчика).

[30] Néoweanglia Þéod (примечание переодчика).

[31] Miercinga Rice. Мерсия (Mierce) — одно из древних англосаксонских королевств (примечание переводчика).

[32] Cynemund (примечание переводчика).

[33] Wærgengas (примечание переводчика).

[34] Mund (примечание переводчика).

[35] Fácun (примечание переводчика).

[36] В оригинале используется латинское слово vitium (примечание переводчика).

[37] Godpoles, “Божьи шесты” (примечание переводчика).

[38] Eofor-cumbol (примечание переводчика).

[39] В оригинале — Eorl(примечание переводчика).

[40] Hwítmersc (примечание переводчика).

[41] Englatheod (примечание переводчика).

[42] Далее в тексте — for its sættan Wednesbury Sættan. В доступных мне источниках  мне не удалось найти перевод слова  Sættan, но по контексту  Wednesbury Sættan и WednesburyShire – одно и то же (примечание пеерводчика).

[43] По всей видимости, «Белое Болото» — перевод на современный английский словосочетания Hwítmersc (примечание переводчика).